Со времен старого доброго философа Платона две стороны бытия – материальное и духовное признано всеми. И если с материальным все более или менее понятно, доказательством его наличия является его повторяемость, то зыбкость, недоказуемость и субъективность духовного является пастбищем для полчищ пророков, мессий и бодхисатв. Отмечалось это давно даже признанными основателями: «Ибо многие придут под именем Моим, …, и многих прельстят».

Духовный путь, если считать под этим поиски божественного следа в себе, а не упражнения по развитию того или иного органа, навыка или двигательного стереотипа, начинается с кризиса, с разочарования в предыдущих достижениях. Мотивы могут быть разные, а самый простой — это разочарование от результатов сделки с Богом по сценарию Иова. Он вел жизнь праведника и искренне изумился, когда получил букет неприятностей взамен ожидаемых от высшего покровителя преференций.

Чуть возвышеннее мотив — неудовлетворенность от искателей мистическо-духовных упражнений. Интернет предоставляет неограниченное число путей эзотерики онлайн, выяснить верность выбора перебором вариантов потребует бесконечных временных затрат.

Более глубокая мотивация — это разочарование в прежних идеалах, идеях, отношениях. Пройдя через то, что древние греки определяли как катарсис, человек, отрицая предыдущий опыт, получает мощный духовный импульс для внутреннего развития на качественно новом уровне.

В этом движении нет проторенных путей, только тот, кто изранит босые пятки души в кровь о неровности своей тропки, получит шанс достичь сияющих вершин самопознания. Двойная награда ожидает того, кто сумел при этом остаться в миру, будучи не от мира сего. Скорее всего об этом и говорили в проповедях своим ученикам великие учителя.

С чего начинается духовное развитие