Правовая доктрина современного государства включает в себя следующие виды правовых прецедентов: судебный (когда решение принимают по гражданскому или уголовному делу) и административный (решение принимает административный суд). Судебный и административный прецеденты легально не признаны правовой системой РФ. Всё же в юридической практике можно найти примеры, когда в деятельности государственных органов создаются правила поведения, которые действуют наряду с прописаным правом, конкретизируют, дополняют, а иногда и отменяют последние.
Давайте рассмотрим подробнее, что такое административный прецедент (далее: АП)? Это определённое правоположение, которое выражено в акте органа исполнительной власти в процессе разрешения правового вопроса при отсутствии или неопределённости его законодательной регламентации и служащее образцом для разрешения последующих аналогичных административных дел.
АП можно отнести к своеобразным правоположениям, которые имеют структуру нетипичных нормативных предписаний. Они обычно содержат в себе один или несколько элементов правовой нормы ( это может быть гипотеза или диспозиция). Это придаёт определённое новшество в урегулирование общественных отношений.
Условием для образования АП становится усмотрение, которое обеспечивает индивидуальное правовое регулирование при отсутствии правовых норм ( или при их несовершенстве). Правомерность и необходимость административного усмотрения
включает в себя высокую образованность правоприменителя, а также глубокий
анализ обстоятельств дела и выбор наиболее целесообразного варианта
решения дела в рамках закона.
АП в виде решения органа исполнительной власти по конкретному делу, взятый за образец для рассмотрения аналогичных дел, и акта администрации по толкованию законодательства имеет силу в упорядочении правовой практики, способствует оперативному разрешению различных спорных ситуаций, когда они имеют неопределённую законную регламентацию.